Самолеты сами не летают

ОАО «Производственно-конструкторское предприятие «Респиратор» — старейшее предприятие авиационной промышленности по изготовлению кислородно-дыхательной аппаратуры для самолетов гражданской и военной авиации. В советские времена это уникальный и единственный в своем роде завод. В рыночных условиях пережил разные стадии взлетов и падений. Выбрав научный путь развития, стал не просто производителем, но и разработчиком современной кислородно-дыхательной техники. Как и многие предприятия отрасли, «Респиратор» боролся за свое выживание, понимая, что доказать право на существование можно лишь совершенствованием имеющихся и рождением перспективных изделий, качество и надежность которых непосредственно влияют на сохранение жизни человека.

Об участии ОАО «ПКП «Респиратор» в развитии авиационной отрасли рассказывает генеральный директор А. А. Брызгалин.

— Александр Александрович, «Респиратор» входит в состав предприятий оборонно-промышленного комплекса, имеет стратегическое значение для обороноспособности государства. Чем «дышит» предприятие сегодня, каковы перспективы его развития?

— В соответствии с Указом Президента создана Объединенная Авиационная корпорация (ОАК). В нее вошли ведущие самолетостроительные компании страны. Для многих производителей агрегатов, приборов, двигателей для авиации очевидно, что реформирование авиационной отрасли не ограничивается созданием корпорации. Не отрицая важности такого объединения самолетостроительных компаний, нельзя оставлять без должного внимания всех тех, кто продолжает добросовестно работать на авиапром. Поэтому для координации своих действий в области взаимодействия с ОАК ведущие агрегатчики объединились в Ассоциацию «АВИСА» (авиационные агрегаты и системы). В нее вошли ОАО «ПКП «Респиратор» (Орехово-Зуево), ОАО «Авиаагрегат» (Самара), НПП «Теплообменник» (Нижний Новгород), НПО «Наука» (Москва). Главной целью деятельности Ассоциации является создание конкурентоспособной современной техники, не уступающей мировым аналогам. Работа ОАО «ПКП «Респиратор» последних восьми лет направлена на модернизацию кислородных систем, на новые разработки и производство кислородно-дыхательных изделий, соответствующих международным стандартам. Многие образцы изделий «Респиратора» не имеют аналогов в России, а некоторые – в мире.

— Что сделано за эти годы?

— ОАО «ПКП «Респиратор» — единственное в России предприятие, которое может поставлять полный комплект кислородного оборудования отечественного производства для гражданской авиации как для членов экипажа, так и для пассажиров. На сегодняшний момент мы, к сожалению, имеем недостаточно заказов на кислородно-дыхательное оборудование для авиации. Но, сложа руки, сидеть не намерены! Предприятие продолжает развиваться в различных направлениях. Точками опоры стали разработки кислородно-дыхательных систем для МЧС, ВМФ, здравоохранения.

В 2007 г. конструкторскими бюро и техническими службами выполнен большой объём работ по разработке технической документации целого ряда изделий, изготовлению и доводке новых образцов изделий кислородно-дыхательной аппаратуры различного назначения, проведению испытаний различных агрегатов и их сертификации.

Идет к завершению разработка полного комплекта кислородного оборудования для всех типов самолетов гражданской авиации. Модернизирован блок кислородного оборудования БКО-5К для членов экипажа самолетов гражданской авиации, обеспечивающий повышенную комфортность при длительном использовании. Блок и его производство сертифицированы Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Завершена ОКР «Разработка интерактивного технического руководства на кислородно-дыхательную аппаратуру КДА-15 и составляющие её агрегаты для самолёта СУ-30МКИ». Осуществлён перевод этой документации на английский и французский языки, документация передана заказчику – ОАО «ОКБ Сухого» для обеспечения поставки самолётов Су-30МКИ в Индию, Малайзию и Алжир. Большой объём работ выполнен по разработке технической документации, изготовлению опытных образцов и проведению предварительных испытаний агрегатов кислородной системы для самолёта Ту-214, которую наше предприятие разрабатывает по техническому заданию, выданному ОАО «Туполев». В настоящее время завершаются предварительные испытания агрегатов кислородной системы нового поколения.

Разработана и сертифицирована Авиационным Регистром Межгосударственного авиационного комитета новая кислородная маска пассажира МКП-Р96 . Завершена ОКР «Разработка аварийного кислородного блока АКБ-Р96» для самолёта Ил-96-300, в состав которого входят четыре кислородные маски пассажира МКП-Р96. Проведены предварительные и квалификационные испытания блока в Лётно-исследовательском институте им. М. М. Громова и в декабре на блок получен сертификат Авиарегистра МАК.

«Респиратор» не ограничивается разработками агрегатов для авиационной отрасли. Активно развиваются традиционные для предприятия направления деятельности в области разработок кислородно-дыхательных систем для ВМФ, МЧС, здравоохранения.

Разработан водолазный дыхательный аппарат с открытой схемой дыхания АВМ-17 (в трех исполнениях).

В октябре 2007 года в полном объеме проведены предварительные испытания на испытательной базе предприятия, в ФГУ 40 ГНИИ МО РФ — холодовые испытания на базе научно-исследовательского института Арктики и Антарктики. Отказов и замечаний по результатам испытаний не выявлено. В процессе испытаний получены результаты, которые показали, что аппарат АВМ-17–3 (исполнение 3) по своим тактико-техническим характеристикам значительно превосходит имеющиеся на данный момент в ВМФ аппараты (АВМ-5, АВМ-12).

Аппарат АВМ-17–1 по времени работы в автономном режиме аналогов в России не имеет (время работы при легочной вентиляции 30 л/мин., на поверхности составляет не менее 140 мин.). Составные части аппарата (редукторы и легочные автоматы) могут быть использованы в составе аппаратов, имеющихся на снабжении ВМФ.



Одновременно с аппаратом АВМ-17 разработан и прошел предварительные испытания универсальный аппарат АВМ-20, предназначенный для обеспечения дыхания при борьбе за живучесть корабля (судна) в загазованной и непригодной для дыхания атмосфере, а также для применения нештатными водолазами при выполнении корабельных водолазных работ в автономном (шланговом) варианте. Аппараты имеют унифицированные редукторы и легочные автоматы, что сократит номенклатуру запасных частей и обеспечит взаимозаменяемость дыхательных трактов.

Воздушно-дыхательные аппараты ИВА-Р12, ИВА-Р14, ИВА-Р20, ИВА-Р25 предназначены для обеспечения работы в непригодной для дыхания среде и для выполнения задач по спасению личного состава в частях ВМФ, МЧС. Некоторые аппараты могут применяться в авиации для спасения летчиков при катапультировании над водной поверхностью.

Разработан воздушно-дыхательный аппарат специального назначения «Ореон», обладающий уникальными характеристиками сопротивления дыханию. Для контроля и проверки параметров воздушно-дыхательных аппаратов со сжатым воздухом предприятием создан прибор под названием «Тест-Р», который полностью соответствует требованиям Норм пожарной безопасности в части контрольно – проверочных приборов. Прибор оснащён эргономичной головой, имитирующей голову человека, на которую надеваются лицевые части проверяемых воздушно-дыхательных аппаратов и встроенным электронным блоком управления и контроля, который обеспечивает удобную и качественную проверку характеристик дыхательных аппаратов.

С положительным результатом завершены клинические испытания анестезиологического комплекса «Ксения-001», предназначенного для проведения искусственной и вспомогательной вентиляции лёгких у взрослых пациентов и детей старше шести лет во время общей анестезии с использованием газообразных и жидких невоспламеняющихся анестетиков. Область применения аппарата – отделения анестезиологии и хирургии, а также послеоперационные палаты и отделения интенсивной терапии больниц и клиник. Отличительной особенностью аппарата является возможность применения в качестве анестетика инертного газа ксенона, который гораздо легче переносится всеми больными, чем, например, закись азота, на которой в настоящее время проводится большинство операций.

Итак, в настоящее время несколько десятков новых изделий проходят испытания. К 2010 году будет создан модельный ряд из 20 видов аквалангов и аппаратов, применяемых при борьбе за живучесть судов. Такого еще никогда не было.

В результате проведения НИОКР за два года (с 2006 по 2008) предприятием получено более 25 патентов на изобретения и полезные модели. На базе новых разработанных изделий специалисты нашего предприятия защищают научные диссертации. Это в свою очередь приближает нас к заветной цели — преобразованию предприятия из производственно-конструкторского в научно-производственное.

— Как Вы оцениваете сегодняшний день «Респиратора» и перспективы развития?

— В целом перспективы развития очевидны, и мы — на полосе взлетов. Благодаря ведущим конструкторам страны в области кислородно-дыхательного оборудования на «Респираторе» родилась уникальная техника, способная конкурировать на мировом рынке. Ее создание и производство стало возможным и благодаря выбранному нами инновационному пути развития предприятия, в том числе внедрению современных технологий. Для серийного выпуска наших изделий на собственные средства приобретено высокотехнологичное оборудование от производителей Швейцарии, Германии, Японии, США. В настоящее время разработан генеральный план развития, предполагающий увеличение активов предприятия в несколько раз.

— Какие трудности встречаете на этом тернистом пути?

— С задачами, поставленными Правительством Российской Федерации, «Респиратор» справляется. Но для того чтобы воплотить все намеченные планы в жизнь, необходимо провести большую работу по законодательному обеспечению развития авиационной отрасли. В этой части есть ряд конструктивных предложений. Надо также решить острые кадровые проблемы. Увеличение объемов производства будет осложняться нехваткой специалистов. Оптимистично мы смотрим на вопрос подготовки и обучения молодых рабочих – мы располагаем хорошей школой опытных профессионалов. Важно не опоздать, ожидая государственных программ. Увлечь молодежь можно не только интересной работой, но и перспективой получения доступного жилья. Полагаю, эту задачу трудно решить без поддержки государства.