С мечтой по жизни

Есть во Владимирской области деревня Новые Омутищи с неповторимой красоты природой средней полосы России. Клязьма поражает то своей широтой и быстрым течением со стремительными глубокими омутами, то тихими заводями, где полощут свои тонкие ветви стройные ветлы. Опушки всегда полны грибов и ягод, а чащи скрывают зеркала лесных озер. Здесь посчастливилось родиться Ивану Михайловичу Синеву. Кстати,для маленькой исторической справки: эту небольшую деревеньку основал в свое время дед Ивана Михайловича Ефим Синев. А сразу после войны первым председателем колхоза здесь был его отец Михаил Синев.

Рос Иван крепким и здоровым – спасибо родителям, а особенно любви и заботе матери. Учился в школе Иван легко и на «отлично». Вместе со сверстниками любил погонять в футбол. Усталый, любил Иван полежать на луговой траве, устремив взгляд в высоту. Небо, высокое и открытое, всегда манило его своей необъятной силой. По звуку мотора мог безошибочно определить тип пролетающего над головой самолета.

Еще в школе родилась у Ивана мечта стать летчиком-истребителем. Образцом для него служил двоюродный брат – Ларюшин Евгений Иванович- заслуженный летчик-испытатель, Герой Советского Союза. Он геройски погиб при испытаниях вертолета К-50 «Черная акула». Иван для себя решил, что жизнь свою свяжет только с авиацией. В судьбу вмешался его величество случай - в школу летчиков-истребителей поступить не удалось, а предложения стать военным других родов войск он твердо отклонил. Окончив Петушинскую среднюю школу с медалью, Иван поступил в Московский авиационный институт. Учиться было очень интересно, но вместе с тем не просто – образование авиационного инженера-конструктора предполагает усердие и надежность. При этом каждые каникулы студент проводил в стройотряде, работая «в три пота» «от зари до зари». Посчастливилось трудиться на Красноярской ГЭС, внести свою трудовую лепту в благоустройство города Дивногорска. По словам Ивана Михайловича, эти годы бесценны жизненным опытом – научили ценить дружбу, любить труд, подарили чувство настоящего патриотизма.

По окончании института выпускнику предложили распределение в НИИ гидравлики Красноярска или на фирму Антонова в Киеве. И хотя такие перспективы были заманчивы, выбор Иван Михайлович остановил на Орехово-Зуевском КБ КО. В это время особенно требовалось внимание сына пожилой матери. Кроме того, работа предполагала целый комплекс важных для начинающего инженера-конструктора действий для обретения профессионализма: от подготовки технического задания и формирования требований к регулятору подачи кислорода РПК-42 для самолета ЯК-42 до изготовления опытных образцов, их лабораторных и летных испытаний. Такому старту молодого специалиста можно было только позавидовать. В те времена было распространено наставничество. Иван Михайлович с благодарностью вспоминает в связи с этим старшего конструктора Матвея Акимовича Дорофеева, под руководством которого ему довелось работать. После освоения приборов гражданской направленности, И.М. Синева перевели в бригаду по разработке агрегатов для военной авиации. Вскоре он стал ведущим конструктором по проектированию средств спасения - аппаратов подводного дыхания для вертолетов морской авиации. Этот проект был длительным, сложным, но работа завершена удачными испытаниями в открытом море. С 1986 года Синев стал начальником конструкторской бригады.

- Любое сложное дело – это возможность преодоления себя, а так же этап личностного и профессионального роста, - говорит Иван Михайлович. – Не раз приходилось испытывать трудности в работе, но тем радостнее становились удачи.

Очередным испытанием стало для всех изменение политики государства в 90-е годы. Многие темы конструкторских разработок оказались невостребованными. В это самое время Иван Михайлович переходит на работу в ОКБ «Респиратор», становится главным конструктором проекта по разработке кислородных систем для военной авиации.

- Я понял, как много в жизни значит встреча с талантливым конструктором. Мне посчастливилось работать с Сергеем Владимировичем Ермаковым, - говорит Иван Михайлович. - До сих пор из деловых качеств человека больше всего ценю профессионализм. Причем, чем он выше, тем выше и человеческие качества – порядочность, скромность, доброжелательность.

И.М. Синеву довелось продолжить дело конструктора Ермакова после его ухода из жизни. Безусловно, это возложило груз ответственности на плечи Ивана Михайловича. Сегодня он возглавляет всю конструкторскую службу ОАО «НПП «Респиратор»: направляет работу нескольких КБ предприятия, курирует развитие научного потенциала. Важной вехой в биографии главного конструктора стала защита кандидатской диссертации. Впереди создание научного совета, ведь несколько молодых специалистов трудятся над научными работами.

Юношеская мечта И.М. Синева сбылась – он покоряет открытое небо - создает средства спасения для летчиков и пассажиров, став одним из ведущих конструкторов дыхательной техники для авиации в стране.