Самолёт как символ служения родине

Ночь с 23 на 24 мая выдалась неспокойной: штормовое предупреждение синоптиков отозвалось в действительности порывами шквалистого ветра и ливневого дождя. Но это не помешало осуществить задуманное и долгожданное водружение макета боевого самолёта Су-17(22) на подготовленный заранее постамент перед административным зданием ОАО «НПП «Респиратор». Событие вызвало огромный интерес у горожан.

Для того чтобы такой неординарный монумент появился в Орехово-Зуеве, пришлось немало потрудиться. В основе всего, безусловно, лежит идея! Она пришла в голову ни кому другому как генеральному директору предприятия А.А. Брызгалину. Долго вынашивал он эту мысль – макет самолёта – отличный символ, олицетворяющий служение Отечеству и в качестве боевого летательного аппарата, помогающего лётчику выполнить его назначение, и как воплощение технической мысли конструкторов, технологов, в том числе и таких трудяг как респираторовцы. Труд огромного количества специалистов порой незаметен или даже неизвестен многим людям, поэтому такой памятник важен для престижа авиационной отрасли.

Представший перед орехово-зуевцами самолёт, совершив множество боевых подвигов, ушёл в отставку, а теперь попал к нам – на НПП «Респиратор», представляющий Холдинг «Авиационное оборудование». Превращением его в монумент занималась группа специалистов предприятия: В.Н. Белов, Б.В. Бочин, А. Попов, А.Ю. Смирнов, М.П. Фиохин и др. И вот герой перед нами!

Мне удалось узнать историю летательного аппарата от лётчика-испытателя, Героя России, Сергея Александровича Соколова.

- Мой боевой товарищ – самолёт Су-17М3, в зарубежном варианте Су-22. Отличие их состоит в особенностях двигателя и наличии системы опознавания «свой-чужой». Мы служили в Туркестанском военном округе. Три года я летал на этом самолёте.

- Сергей Александрович, расскажите о его боевом назначении.

- Су-17М3 – истребитель-бомбардировщик, задача – уничтожение наземных целей. Лётный состав воинской части отрабатывал учебные полёты по его боевому применению.

- «Респиратор» создаёт дыхательную технику для членов экипажа и системы пожаротушения. Применялась ли она на этом самолёте?

- Качество дыхательной техники отличное. На всех летательных аппаратах устанавливается и система пожаротушения для предотвращения воспламенения, это одно из средств безопасности. Лётный состав постоянно отрабатывает действия на случай возникновения пожара на судне.

- Машина за годы службы становится хорошим другом, стал ли этот самолёт Вашим другом, как Вы с ним расставались?

- Для всех ребят нашей части Су-17 стал не просто другом, а родным и безотказным. В целом на таких агрегатах совершено более ста боевых вылетов. Это самые передовые и мощные машины 70-80 годов. До сих пор им нет равных по исполнению двигателей и прицельных систем. По программе сокращения стратегических вооружений эту модификацию незаслуженно убрали из Вооружённых Сил. Самолёт мог бы служить Родине ещё долго и безупречно. Модель без проблем летает в других странах.

- Сергей Александрович, благодаря беззаветной службе Вы стали Героем России. Чем занимаетесь сегодня?

- С 1984 года служу в гражданской авиации общего назначения, летаю в своё удовольствие и обучаю частных пилотов.

Боевые испытания с честью выдержал и самолёт, установленный перед стенами «Респиратора», сегодня у него тоже новая миссия – монумент. Респираторовцы - горды своим трудом, горожане - знают об этом!

Елена Анашкина